Хамар-Дабан - 2006

Заметки командира

В день нашего отъезда "Комсомольская правда" напечатала подборку анекдотов про отпуск, про отдых. И первый был такой:  "Ездил на Байкал. Офигел два раза: в первый раз от красот природы, во второй раз от плацкартного вагона."
Мы же от проведенных четырех суток в плацкартном вагоне нисколько не "офигели". Группа большая, веселая, и дорога пролетела просто незаметно. Во всяком случае, не утомительно.
Приехав на озеро, мы первым делом искупались. И тут же пошел дождь. Пришлось первый дождик пережидать в здании вокзала. И тут мы вспомнили, что Хамар-Дабан, куда мы направляем свои стопы, является самым дождливым местом в стране. Но дождик кончился, и мы пошли наверх.
Навстречу нам попадались хмурые группы туристов. Они рассказали, что постоянные дожди и туманы, что дальше метеостанции пройти им не удалось. Так они и просидели весь отпуск у метеорологов. По пути мы также вспомнили, что некоторые туристы переименовали хребет в Комар-Долбан. Но, как нам кажется, незаслуженно. Ибо летающих "добровольных помощников егерей, очищающих лес от туристов" не было. Что нельзя сказать про бурундуков. Пока в одно из утр мы завтракали, бурундук прогрыз мою палатку, но ничего хорошего он там не нашел. Тогда он залез в Наташин рюкзак, и прогрыз пакет с пряниками. У него тоже был завтрак. Правда, сладкий. Судя по остаткам пряника – завтрак зверю понравился. И после всего этого у бурундуков хватало наглости показываться нам на глаза. После этого у нас в группе все, что пропадало, быстро объявлялось съеденным (украденным) бурундуком.
Когда мы пришли на метеостанцию, погода окончательно "испортилась". По их меркам. Это значит – вышло солнце. У метеорологов есть известная в туристских кругах баня. Ее зовут "хамар-даБаня". И мы с удовольствием ею воспользовались. А вот туалет всех поразил. Кабинка висела над ущельем, причем задней стенки вообще не было. Вид был просто потрясающий. И вся группа ходила в туалет с фотоаппаратами и видеокамерой.
Дальнейший путь проходил по хребту. Было все – и участки со снежником, и скалолазание. И очень красивые вершины. На одну из них (Басан) вела деревянная скрипучая лестница.
А потом мы вышли на гребень. Группа сразу затихла, ибо справа и слева от тропинки был мощный обрыв. В определенном месте я остановился и, указав рукой вниз, сказал" Нам сюда!" Одна участница произнесла всего одно слово, но в нем было заключено столько эмоций: "Офигеть!" Но мы не офигели, а стали надевать (и одевать тоже) альпинистские страховочные системы. Бросили веревку вниз (а это - 40 метров), и я полез по ней. Дошел до конца веревки, а спуск еще не кончился. Бросил вторую, дошел до конца – спуск продолжается. Кинул третью, дошел и на ней до конца – спуск продолжается… Правда, не такой и крутой. Уже можно и ногами идти, но со самостраховкой. И очень осторожно… М-да… 120 метров – это высота 40-этажного дома. Так и спустились. И, вопреки ожиданиям девушки, не офигели.
Дальше поход пошел по таежной части с частыми бродами. Иногда через каждые 100 метров. Иногда по пояс. А тут и дождь вспомнил, что давно его не было – стал регулярно нас навещать. Правда, по ночам. И вечерами тоже. 3 раза (подряд!!!) вечером он начинался в тот момент, когда поужинав, мы ждали чай. Прямо по расписанию, хотя ели мы в разное время.
В один из дней дождь вместе с грозой решил прийти к нам и днем. Только мы пошли – и на тебе. Загромыхало, засверкало и закапало. А нам надо было в этот день взять перевал, его никак не обойти. И запасные дни закончились. Да и поход подходил к концу. На перевал в грозу выходить нельзя, но и пережидать вроде тоже - можно было опоздать на экскурсионный поезд, который мы уже оплатили. Иду и думаю: "Дойдем до границы леса и встанем, будем ждать". Дошли, а тут все и кончилось. И даже солнышко вышло. Прошли перевал, зашли в лес – дождь и продолжился. И гроза тоже. А нам и не страшно, мы уже в "своей" долине. Нам осталось только вниз.
Когда спустились в Слюдянку, все горы заволокло густым и низким туманом, который не исчез до нашего отъезда. Придя в населенку, часть группы села на Байкальский экспресс и отправилась на экскурсию по 90-километровой Кругобайкальской железной дороге, проложенной прямо вдоль берега у основания гор. Оставшиеся отправились на базу спасателей, где матрасничали на берегу Байкала полтора дня.