Главная страница
Теория
Пригородные походы
Походы дальнего следования
Кольский полуостров - 1993
Кольский полуостров - 1995
Дневник
Заметки хронометриста
Отчет
Республика Коми и Приполярный Урал - 1996
Кольский полуостров - 1999
Урал - 2000
Кольский полуостров - 2000
Тверская область - 2001
Архангельская область и Карелия - 2001
Карелия - 2002
Ленинградская область - 2002
Кольский полуостров - 2004
Карелия - 2005
Расписания электричек
Прогноз погоды
Форум
Связь

На родине Деда Мороза!

Предлагаем Вашему вниманию дневник участницы похода - Екатерины Ворониной. Комментарии руководителя Алексея Коринского напечатаны жирным шрифтом.

9 июля 1995 г.
Мы встречаемся в 18ч.30м. на станции метро "Комсомольская". И тут выясняется, что на 11 человек у нас есть из посуды всего один 5-литровый кан. Начало похода многообещающее.
Перед отъездом уже было поздно выяснять, кто с кем не договорился... Решение проблемы с канами отложили до Оленегорска, где и начинается маршрут.
В поезд мы сели в 19ч.00м., отправление поезда - в 19ч.29м.
Народ в поезде попался спокойный, дружелюбный.
Ехать можно до станции "Оленегорск" практически любым Мурманским поездом. Лучше всего приежать утром - из Москвы поездом N 182 или 16.

10 июля 1995 г.
Ничегонеделанье. Заняться нечем. Вся группа играет в различные карточные игры и с нетерпением ждет начала маршрута.

11 июля 1995 г.
Наконец наступил первый настоящий ходовой день нашего маршрута. Около 9ч. мы прибыли в г.Оленегорск. Тут у нас много дел:
- во-первых, посетить почту. Этим занялась часть группы во главе с руководителем;
- во-вторых, побывать в аптеке. Там мы закупили средство от комаров, которое нас очень выручило. Сначала, как рассказывают, его испробовали на военных, затем запустили в продажу.
И, наконец, в-третьих, мы были вынуждены отправиться на поиски ведра, которым предполагалось заменить недостающие каны. Однако, после долгих поисков были куплены эмалированные бидон и чайник. После первого же костра они потеряли свой первоначальный облик.
Мы пересекли весь город, вышли за его пределы и начали свой долгий и трудный путь с дороги.
В городе много новых построек, которых нет на карте; дорога, обозначенная на карте, не действует. О действующих дорогах в сторону рудника спросить у местных жителей. Следует отметить, что хорошим ориентиром на местности является труба Оленегорского завода. От завода начинаются хорошо укатанная грунтовая дорога и железнодорожная ветка, которые идут параллельно и ведут и ведут на Кировогорский рудник. Движение оживленное.
Природа будто сопротивлялась из последних сил, стараясь не пускать непрошенных гостей на свою территорию. То шел дождь, то появлялось солнце, то вновь шел дождь.
Один из моментов дождя мы пережидали в недостроенном здании, одиноко стоящим у края дороги, интересной особенностью которого был вход ровно в 2 метра от земли. Реальная возможность попасть внутрь представлялась лишь через подвальное окно.
Первая ночевка оказалась раньше запланированной на достаточно сухом месте, недалеко от дороги.
Рядом заброшенный и недостроенный кем-то рудник. Временами от порывов ветра там что-то трещит, шатается, лязгает, и становится немного жутко. Это очень напоминает произведения братьев Стругацких.
Слева от дороги огромный отстойник.

12 июля 1995 г.
Дорога оживилась. По ней ездили БелАЗы, КамАЗы и автобусы с рабочими. Наш путь продолжался все по той же дороге.
Вдоль дороги справа курсировал поезд с рудника. Перейдя через железнодорожное полотно и повернув направо, мы встретили рабочих-путейцев. Стоит отапливаемая времянка, есть возможность, по-видимому, воспользоваться ею и в зимнем походе.
Приблизительно через 2 - 3 км. показался Кировогорский рудник. Дорога вела по нему, затем мы пересекли отвалы и вышли на тракторную дорогу.
Главная дорога идет вглубь рудника, мы идем по ответвлению, которое заканчивается на середине отвала.
Здесь мы спустились по тропинке прямо вниз, т.к. тракторная дорога очень медленно снижала высоту, и снова попали на тракторную дорогу.
Сначала мы пошли по ней в сторону отвалов, но потом оказалось, что нужно было идти в другую сторону. Поняв свою ошибку, мы пошли налево.
Сориентировать карту относительно местности сложно, т.к. имеется очень много мелких ручьев и озер, которые могут быть на ней не отмечены, кроме того контуры рудника с момента съемки карты изменились.
Местами мы пересекали ручьи и мелкие речушки, местами было болото, местами дорога исчезала или разветвлялась.
На дороге развилка. Пошли по левой тропе, через дорогу проложен старый мост.
Постоянно шел дождь, дул холодный ветер. На горизонте мелькали озера. Надо заметить, что на Кольском преобладают озера и болота.
Нужное нам озеро все не появлялось, и мы решили встать недалеко от него, как думали по предварительным расчетам.
Палатки раздувались от порывов ветра. Их было трудно ставить.
Бивак недалеко от урочища Свинцовые тундры. Вокруг сухостой (сосны). Лес средней проходимости. Имеется подлесок. Место очень загрязненное (загрязняет Мончегорский медно-никелевый комбинат).

13 июля 1995 г.
Сначала ввиду плохой погоды решено было объявить дневку, но потом немного распогодилось, и все решили дойти до запланированного урочища Кашка.
Бывавшие там рассказывают, что на берегу Кашкозера находится рыбацкий баркас, выброшенный на берег, всем хотелось на него посмотреть.
Как только мы вышли на маршрут, пошел сильный дождь. Уже примерно через 30 минут все были мокрые до нитки. Идти никуда не хотелось, но ставить палатку было негде и было решено спуститься вниз. К этому времени тракторную дорогу мы уже потеряли и продвигались без нее.
Спустившись вниз, мы попали в болото, где домокли. Пройдя болото, мы вновь оказались на тракторной дороге. После дождя она представляла собой небольшую речку. Дождь лил, не переставая.
Дорога песчаная, с камнями, для автомобильного транспорта проходимость ограниченная. Ввиду ухудшения погоды переходы максимально увеличиваются.
Через некоторое время мы увидели заброшенный вагончик, который спас нас на некоторое время от дождя, позволил немного согреться и сделать перекус.
Примерно через 3 перехода от вагончика (по 30 минут каждый) было обещанное озеро. Возле баркаса останавливаться невыгодно, т.к. там болотистая местность, а в лесу много комаров.
Озеро большое, ближайший берег каменистый, на берегу брошенная деревня, имеются сараи, однако без крыш.
Примерно в 20 минутах хода от баркасов находится рыбачий домик с печкой и нарами, в котором мы остановились.
Домик находится на южном берегу озера возле начала реки Монче и виден практически с любого берега озера. К нему ведет автомобильная колея. Особенно домик может помочь в лыжных походах.

14 июля 1995 г.
Дневка. Обсушивание, обогревание. Наведение переправы на другую сторону озера Кашкозеро. При наведении переправы утопили топор и поранили ногу руководителю, из-за чего последовала следующая дневка.
Переправа вброд невозможна ввиду большой глубины и сильного течения. В 70-е годы через оз. Кашкозеро из пос. Куцколь сплавляли лес в направлении г. Мончегорска. Поэтому на месте предполагаемой переправы имеются остатки старой плотины, также большое количество частично затопленной древесины возле берегов. Ширина предполагаемой переправы приблизительно 50м, в т.ч. 10м. - по самодельному мосту из бревен, остальное - по лежащим бревнам и камням.

15 июля 1995 г.
Второй день дневки. Воспользовавшись этим группа ребят отправилась на место старой ночевки, где, как оказалось был потерян другой топор. Топор был найден. Встретились с геологами, которые приехали к домику и с рыбаками. Огромное количество грибов. Много ягод.
На старте засиделись, но есть резерв - из-за полярного дня можно удлинять "сутки" до необходимой величины. Даже до двух суток. Выдержала бы группа.

16 июля 1995 г.
Конец дневки. Продолжение маршрута. Не хочется расставаться с теплым и уютным домиком. Сначала была переправа по бревнам. Все прошло благополучно и заняло примерно 30 минут. Дорога первое время была вдоль берега: по бревнам и камням. Тракторная дорога начинается примерно через 40 - 50 минут движения по берегу вправо. Дорога сухая, лишь иногда местами попадается болото.
Проходимость автомобилей по дороге ограничена. Есть мост через ручей. Свернули с дороги у оз. Инкас. Местность каменистая, небольшие холмы, лес средней проходимости, между холмами болота.
Наш путь лежал через перевал (высота 400 м.). Подниматься на него лучше по гребню, т.к. низом идти сложно - сильно пересеченная местность. Подъем плавный, сухой и долгий.
Перепад высот 200м. Приблизительно до половины подъема - лес средней проходимости, выше - редколесье. Спуск с перевала затруднен зарослями карликовой ивы и березы. С перевала кажется, что оз. Верхнее Волчье расположено очень близко, однако на самом деле расстояние от перевала до озера приблизительно 5 км.
Спуск трудный. Сначала камни, потом болото. В конце, перед самым озером начинается т.н. "расческа", т.е. близко растущие деревья и кустарники, между которыми очень тяжело идти, под ногами болото. Поэтому, прежде чем выходить к озеру, желательно сначала разведать подходы.
Подходы к озеру затруднены густой растительностью и болотами.
Озеро Верхнее Волчье у берегов довольно мелкое, однако максимальная глубина достигает 45м., на одном из берегов имеется стоянка рыбаков (домик и баня).

Ночевку найти крайне сложно, т.к. местность сильно заболочена, но реально.

17 июля 1995 г.
Спать сухо, но множество комаров. Мы стояли на берегу Верхнего Волчьего озера, с которого видна г. Юкспор, которую нам предстояло штурмовать сегодня. Снизу все выглядело не так уж далеко.
Мы начали свой штурмовой день с переправы вброд, хотя в отчетах сказано, что можно легко перешагнуть. Воды чуть выше колена. Дно - камни, местами скользкие.
Переправа шириной 20м. Первые 10м. камни, далее глубина до колена. Течение не очень бурное. Переходить следует у северного окончания озера Верхнее Волчье.
По берегу озера идет тропа, протоптанная, по-видимому, рыбаками. Очень много комаров и мошек, не спасают даже накомарники. Углубившись в лес наткнулись на ржавую железную проволоку, огораживающую неизвестно что.
Через 2 км. после переправы начинается подъем на холм по лесу средней проходимости, затем начинается тундра, здесь же начинаются первые снежники.
Подъем вверх оказался гораздо дольше, чем предполагалось. Четко видна граница леса и тундры. Перекус у первого снежника.
Подъем некрутой. Подошли под самую вершину и решили встать на ночлег, т.к. все очень устали. Впереди остались камни и ... вершина.

18 июля 1995 г.
Ночевка возле снежника. Куча комаров и сильный ветер. Вид открывался великолепный. Видно очень далеко: отвалы и трубу завода на окраине г.Оленегорска.
Сегодня - подъем на вершину. Примерно в 15 - 20 мин. от вершины мы нашли самолет, который, как рассказывают, натолкнулся на гору в тумане. Это произошло в 60-е годы. Почти каждый взял себе что-нибудь на память.
В конце травы были найдены остатки разбитого самолета. По оставшимся частям удалось установить, что это был военный самолет (в частности, были найдены счетчик патронов и пушка), а также, что самолет разбился в конце 60-х - начале 70-х годов (многие детали датированы 58- 60 гг.).
Подъем на вершину не трудный. На вершине нашли 2 записки: одна из них из школы N 431 г.Москвы от группы школьников. Самая ранняя записка от 1992г.
С вершины был виден наш дальнейший путь на г. Элгорас (высота 997м.,н/к). Вокруг очень красиво.
Высота г. Юкспор 956 м., общий перепад высот около 700 м. Подъем по большей части пологий, однако имеется крутой предвершинный взлет. Характер тропы: "зеленка", взлет - каменистый. Предвершинный взлет г. Юкспор достаточно крутой, имеются "живые" камни. С вершины открывается панорама на Хибины, гг. Мончегорск, Апатиты, Оленегорск. Виден хребет Сальные тундры и высшая точка этого хребта г. Элгорас.
Спускаясь с горы, встретили стадо оленей. Нашли рога. Спуск проходил нормально. Стало трудно, когда вошли в границу леса: началось болото, местами не очень-то проходимое и огромное количество мошек и комаров.
На вершине были найдены 2 записки. Спуск с горы пологий, но длинный, ярко выражены пояса: камни, затем - тундра, легко проходимый лес, внизу склона начинаются болота.
Переправа вброд через речку, протекающую у подножия горы. Ночевка на берегу.

19 июля 1995 г.
Дневка, т.к. с утра идет дождь. Он идет целый день. Идти не решились, памятуя об опыте прошлых дней. Обсуждается дальнейший маршрут, делается перераспределение продуктов и снаряжения.

20 июля 1995 г.
Идет дождь. Полудневка. Выйти решили в 13ч.00м. Долго собирались, наконец вышли. Идем по болотам, ноги вымокли сразу и насквозь. Долго ходили, как оказалось, кругами, был виден сбоку и сзади г. Юкспор.
Местность болотистая, многие мелкие ручьи и болота не нанесены на карту, главный ориентир, г.Элгорас, скрыта облаками. Ориентироваться очень трудно. Было три переправы. Две по камням через небольшие ручьи, третья - через р. Ольча. Река широкая, но мелкая; течение бурное. Переправлялись вброд с веревочными перилами. После переправы начался подъем на холм. Подъем затруднен буреломом и сухостоем. На вершине холма нашли место для бивака.
Поднялись на очередной холм. Сориентировали карту. Совпадало все, кроме течения реки, оно было в другую сторону. Решили не обращать на это внимания. На ночевку остановились в редколесье у небольшого озерца. Сзади была видна г. Юкспор, впереди - холм, за которым предполагалось увидеть г. Элгорас. Световой день был сдвинут: шли после 13 ч. 00 м. и всю ночь, спали днем.

21 июля 1995 г.
Сегодня мы должны увидеть гору, на которую нам предстоит подняться. Выходили на холм. Горы нет. Идем дальше.
Весь день маршрут проходил по холмам, похожим друг на друга. Ориентироваться сложно. На холмах растет хорошо проходимый лес, напоминающий парк.
После некрутого, но продолжительного подъема выходим на холм. На его вершине находим нечто, похожее на тур. С него мы и увидели г.Элгорас. Она была достаточно далеко. Но мы выбрали нужное направление и двинулись в путь.
На вершине холма Контбендыч установлена деревянная геодезическая вышка. Ввиду отсутствия четких ориентиров, группа находилась немного северо-восточнее предполагаемого места, ориентировка карты была проведена неверно. Местность между холмами заболочена, есть много мелких и глубоких речек с илистым дном. Через одну из таких речек переправлялись по бревнам.
Мы прошли болото, переправились через реку, поле которой, как мы думали, начиналась территория Лапландского заповедника. Итак, нельзя жечь костер, нельзя рубить дрова и так далее. Первые шаги по заповеднику делаем сквозь заросли молодых деревцев. Наша задача была, начав подъем, дойти до границы леса и заночевать уже в тундре. Вокруг огромное количество грибов. Идти тяжело. Много комаров.
До Сальных тундр тянется лес средней проходимости.
Наконец устраиваем ночлег. Место очень красивое. Впереди холм, за которым в очередной раз должна показаться гора, справа и слева необыкновенный вид в горы, сзади река и лес.

22 июля 1995 г.
Мы выходим на холм и идем вдоль реки, на которой был ночлег. Взбираемся на очередной холм на нашем пути. По всем расчетам мы должны уже сегодня быть на вершине.
Однако, взбираясь на очередной холм, в дымке видим г.Элгорас. Ориентируем карту. Руководитель сообщает, что получилось небольшое недоразумение. Мы еще и не думали пересекать границу заповедника, она нам еще предстоит. Это при том, что готовили мы на примусе, не разжигая костра. Также мы узнаем, что до горы еще 1,5 - 2 дня пути. Все надежды рухнули. Настроение ужасное, весь интерес двигаться дальше пропал, как назло, начинается дождь.
С высоты тундр опять спустились в легко проходимый лес. Переправа через небольшую речку по камням. Лес становится более густым, приближается к средней проходимости.
Мы переходим речку по бревнам и заходим в очередной раз на территорию заповедника.
Переправа по бревнам с веревочными перилами. Четкие ориентиры отсутствуют, определить свое местоположение трудно. Переправа вброд через широкую и спокойную реку. Поднял ись на середину труднопроходимого холма. Почва каменистая.
В этот день мы однако не доходим до границы леса примерно 2 км. Все жутко вымотались, настроение плохое, все раздражены. Место сильно комариное, не слишком ровное. По дороге насобирали столько грибов, что случилось следующее: все объелись. В походе это удивительно!

23 июля 1995 г.
Сегодня у нас критическая точка маршрута и штурмовой день. Мы должны зайти на вершину г. Элгорас и спуститься с нее. Мы делаем несколько переправ, переходим болото и начинаем подъем.
Подъем по среднепроходимому лесу, переправа по камням. Элгорас скрыт, ориентироваться трудно. Очень много одинаковых холмов.
Мы заходим в Сальные тундры. Начинается подъем по камням. Вниз уходят достаточно крутые каменистые склоны, внизу течет река.
Каждый раз за очередной горой нам кажется, что появится Элгорас. А горы все нет. Мы выходим в тундры и продолжаем подъем. Погода меняется каждые 30 минут: то идет сильный дождь, то светит солнце. На фоне темного неба видим полную радугу - зрелище необычайное!
Каждый раз кажется, что дошли, а горы все нет. Мы делаем очередной подъем, и, достаточно далеко, в дымке, через море камней, точнее их нагромождения, видим гору, которую наш руководитель именует, как Элгорас. И говорит, что сегодня наш путь лежит именно туда. В очередной раз идет дождь. Впереди подъем по мокрым скользким камням, но время поджимает, и мы вынуждены именно сегодня взойти на вершину.
Группа в пути уже около 12 часов. Все устали, но подгоняет чисто спортивный интерес. Идти тяжело, т.к. камни скользкие. Некоторые спотыкаются, падают, встают и, как ни в чем не бывало, продолжают движение. После очередного перехода мы выясняем, что г.Элгорас находится гораздо ближе, чем мы думаем, мы просто ее не видим, она скрыта за очередной плоской вершиной. Нам остается подождать, пока облако откроет вершину, а потом начать подъем. Мы идем очень медленно.
Элгорас появляется только после подъема на верхнее плато. Подъем средней крутизны, легко проходится по камням. Камни покрыты мхом, есть "живые".
Вверх уходит более сильная штурмовая группа, которая должна приготовить чай, часть ее должна вернуться и помочь оставшимся взойти на вершину. В очередной раз начинается дождь. Когда остается совсем чуть-чуть, он становится ливнем - половина группы вымокает.
Вместо репера на вершине стоит геодезический знак. Затем мы сооружаем на этом месте тур из камней.
Вершина Элгораса плоская, за исключением места, где находится рейпер. С вершины открывается красивая круговая панорама.
Идет дождь и сильный ветер. Мы делаем перекус и собираемся вниз. Спуск по мокрым камням достаточно крут и опасен. Решаемся на ночевку на вершине. Жутко холодно, очень сильный ветер. Палатки буквально вырывает из земли, ломает стойки. Ставим 2 палатки на 11 человек. Ночевка - холодная, ветрено, идет дождь под утро.

24 июля 1995 г.
Сложно встать и вылезти на холод из палатки, умудряемся развести чай. Быстро собираемся. Проводим разведку, находим достаточно безопасный спуск вниз. Он идет в основном по "зеленке" (траве). Внизу становится круче, появляются камни. Вокруг очень красиво.
Спуск с Элгораса безопаснее всего на западном склоне, который намного круче, чем подъем. На 2/3 на спуске камни, есть "живые". После спуска почти сразу начинается лес.
После спуска с горы нас ждет выход из заповедника. Впереди много переправ и километров.
Стоило войти в лес, как начались болота. Болота "тяжелые", без кочек, местами трясина. Деревья - ель да береза, временами - сосна и кустарник. Очень тяжело идти, т.к. болото в лесу, между деревьями. Весь наш путь от спуска с горы и дальше пролегает по берегам рек.
Было несколько переходов до правого берега р.Вувы, которая стала основным и надежным ориентиром. Дорога идет через труднопроходимый лес и труднопроходимые болотистые места. Правый берег р.Вувы сильно заболочен. Лес средней проходимости. Р.Вува широкая, течение бурное.
Настраиваемся идти долго, однако через некоторое время - ночевка у р. Вува, т.к. группа не выспалась после ночевки на вершине. Ночью и утром - дождь.

25 июля 1995 г. - 26 июля 1995 г.
Ранний подъем, увеличиваем сутки. Настраиваемся на ходовые день-ночь. Идем по болоту по берегу реки, различные переправы вброд, по бревнам. Т.о. доходим до слияния 2-х рек - Вувы и Ватсуой.
Приток перешли вброд. Движение по азимуту на юг.
Наша дорога в очередной раз проходит по болотам, где очень много уже почти поспевшей морошки.
Много легкопроходимых болот.
Входим в лес уже ночью. Нам очень повезло: в заповеднике, в лесу, прорублена просека, которая идет в нашем направлении. По ней гораздо легче идти. Лес вывел нас на холм. Перекус на речке у подножия холма.
До конца заповедника 5 км.
Подъем на холм Кацмуй. Снизу на холм ведет просека с квартальными столбами. Высота холма примерно 300 м. Дорога идет по камням, поросшим мхом. Возможно, на холме или в непосредственной близости от него имеются месторождения железа, т.к. на вершине компас не работал. При спуске с холма хорошим ориентиром на границу заповедника является холм, где находится старая лесоразработка, т.к. этот холм покрыт лесом лишь наполовину, а наполовину лысый. У подножия холма течет р. Лива - граница заповедника.
Выходим к р. Ливе.
Река широкая, но мелкая.
Переходим вброд и попадаем точно к границе заповедника, к избушке егеря.
Перекус. Сразу с берега начинаемся тропа. Временами она пропадает, потом появляется вновь.
От домика егеря к лесоразработке ведет часто прерывающаяся тропа. Вероятно, этим домиком пользуются редко. Прошли 3 километра по тропе.
Идем уже порядка 20 часов, народ валится с ног от недосыпа, но у всех решимость - дойти побыстрее. Дорога сухая. Хвойный лес. Ночевка возле очередной потери тропы.

27 июля 1995 г.
Ранний подъем. Необычайно холодное утро. Выпал иней, замерзла вода на тенте. Опять сутки увеличиваются: ходовые день-ночь. Все уже мечтают о Ене, бане, Кандалакше и т.д. Идем по тропе, которая достаточно неожиданно переходит в тракторную дорогу, а затем в достаточно приличную грунтовую.
В перспективе эта дорога выводит на асфальтовую дорогу местного значения Ковдор - Кандалакша.
Река вброд. Первый перекус на озере, которое недалеко от озера Воронье. Впереди еще много километров. Жарко и тяжело идти. Постепенно набираем скорость и продвигаемся вперед уже со скоростью 4 км/ч. По сторонам дороги открываются великолепные виды, озера. Народ начинает стирать ноги, появляются мозоли.
Второй перекус на озере, где много рыбаков и огромное количество черники и морошки. Сюда специально приезжают их собирать.
Уже вечер, впереди ходовая ночь. До асфальта осталось 5 - 6 км. Ни единой машины, мы идем по пустынной дороге. Переходим дамбу и оказываемся на дороге Ковдор - Кандалакша.
Счастье асфальтовой дороги и цивилизации может испытать только тот, кто сначала прошел много километров по бездорожью, потом по узенькой тропке и испытал от того небывалый восторг, потом грунтовка и, наконец, - асфальт. Впереди еще долгий путь до Ены. Идти очень тяжело. Ноги стерты до такой степени, что, когда группа встает с привала, на нее просто страшно смотреть. Все идут через силу. Потом это проходит.
Наконец, из-за очередного поворота в тумане поблескивают через озеро крыши - Ена. Это всех приободряет. Кажется, что до желанной Ены рукой подать. Но этот вид обманчив. Проходит еще несколько часов изнурительного движения через силу под жарким солнцем и мы выходим к погранпосту. Чтобы попасть на территорию Ены и т.д. нужно иметь паспорт и разрешение.
Делаем перекус у озера в 7 минутах хода от погранпоста. Узнаем у пограничников, что до станции Ена осталось 5 км. Последние километры оказались одними из самых тяжелых на всем маршруте. Движение по камням со стертыми чуть ли не в кровь ногами, которые очень болели от каждого прикосновения к земле, а уж к камням - тем более. Хуже пытки не п ридумаешь.
Однако наконец мы на вокзале на станции Ена.
Протяженность пути от места ночевки до начала асфальтовой дороги приблизительно 50 км. Расстояние от начала асфальтовой дороги до пос. Ена приблизительно 30 км. Это расстояние было пройдено группой за 32 часа.
Пос. Ена находится в пограничной зоне, не въезде находится пограничный пост. Поселок состоит из 2 частей: 1-я - совхоз Ена, где находится ферма, и через 3 км. - пос. Енский. Население поселка 3,5 т. чел. Есть магазины, открывающиеся в 11ч.00м., почта, железнодорожная станция.
Летом два раза в день, утром и вечером, со станции отправляются пригородные поезда до Кандалакши. С этими поездами следуют беспересадочные вагоны: утром до Санкт-Петербурга, вечером до Москвы (вагон прибывает в Москву с поездом N 181). Кроме того из Ены отправляются автобусы до Кандалакши и до Мурманска (через Оленегорск). Со всех этих трех станций можно уехать любым Мурманским поездом. Туристы Москвы могут взять предварительно обратные билеты со станции Мурманск, или, что лучше, на беспересадочный вагон со станции Ковдор. По такому билету можно сесть в поезд и на станции Ена.

Закупка продуктов в поезд.
Итак, маршрут завершен.
Основные итоги подводятся в поезде: мы прошли 254 км. вместо запланированных 190 км; из них - 118 км. - это дороги, 21 км. - это камни. У нас было 25 переправ.

28 июля 1995 г. - 30 июля 1995 г.
В поезде все расслабились. Расставаться очень жалко.
По приезде в Москву, по старой доброй традиции, дружеский круг и песня "А все кончается, кончается, кончается...".

"Кольский, я вернусь к тебе с друзьями!"

Лето 1995 г.

Вот и все! Есть и звуковой отчеты о походе. Можете обратиться и непосредственно к руководителю - Алексею Коринскому.


Используются технологии uCoz