>
Главная страница
Теория
Пригородные походы
Походы дальнего следования
Кольский полуостров - 1993
Кольский полуостров - 1995
Дневник
Заметки хронометриста
Отчет
Республика Коми и Приполярный Урал - 1996
Кольский полуостров - 1999
Урал - 2000
Кольский полуостров - 2000
Тверская область - 2001
Архангельская область и Карелия - 2001
Карелия - 2002
Ленинградская область - 2002
Кольский полуостров - 2004
Карелия - 2005
Расписания электричек
Прогноз погоды
Форум
Связь

О Т Ч Е Т
о спортивном походе
по Кольскому полуострову
по маршруту:
"Гор. Оленегорск - г. Юкспюр (н/к) - г. Эльгорас -р. Вува - р. Лива - пос. Ена."

Вид туризма Категория
сложности
похода
Протяженность
активной части
похода, км
Продолжительность Сроки
проведения
Пешеходный Третья
с эл. 4-й
254 общая
18
ходовых дней
15
11-28 июля
1995 года


1. Район, подрайон (массив) похода

Поход проведен по Кольскому полуострову, по Лапландии: по хребтам Волчьи и Сальные тундры, по территории Лапландского государственного биосферного заповедника.


2. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

В настоящее время Кольский полуостров становится одним из самых популярных районов туристских походов. Однако пешеходные походы совершаются в основном по Хибинским и, что реже, по Ловозерским тундрам. Другие части полуострова, в т.ч. и Лапландия, пешеходниками почти не посещаются. Лапландия - природная область на севере Швеции, Норвегии, Финляндии и на западе Кольского полуострова (западнее магистрали "Санкт-Петербург - Мурманск"). В Лапландии на возвышенностях тундровые, а в низинах таежные ландшафты. Лапландия является основным районом расселения саамов (лопарей или лапландцев), однако весь маршрут проходит по ненаселенной части района. Маршрут оканчивается в пограничной зоне, и для успешного завершения требуется иметь пропуск в погранзону для проезда в пос. Ена и прилегающие территории


3. Подробная нитка маршрута по ходовым дням

1-й ходовой день. Гор. Оленегорск - дорога на Кировогорский рудник;
2-й ходовой день. - оз. Сухое (верхнее);
3-й ходовой день. - оз. Кашкозеро;
4-й ходовой день. - оз. Верхнее Волчье;
5-й ходовой день. - исток ручья под вершинном взлетом г. Юкспюр;
6-й ходовой день. - г. Юкспюр - речка оз. Верхнее Ольче;
7-й ходовой день. - ручей под г. Контбедынч;
8-й ходовой день. - возв. у р. Ольче;
9-й ходовой день. - лес на границе Сальных тундр;
10-й ходовой день. - г. Эльгорас;
11-й ходовой день. - р. Вува;
12/13-е ходовые дни. - р. Лива;
14/15-е ходовые дни. - пос. Ена.


4. Аварийный выход с маршрута

На участке г. Юкспюр - г. Эльгорас предусмотрен аварийный выход на север вдоль рек Кайст и Печа до автомобильной дороги и далее по этой дороге (пешком или на попутке) до пос. Верхнетуломский.


5. Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда

В начальный пункт маршрута - гор. Оленегорск можно приехать на любом поезде Мурманского направления. Для туристов из Москвы наиболее удобны поезда, приходящие утром: N182, или, что хуже, NN16, 112.
Окончание маршрута в пос. Ена, где имеется жележнодорожная станция. Летом два раза в день, утром и вечером, со станции отправляются пригородные поезда до Кандалакши. Кроме того из Ены отправляются автобусы до Кандалакши и до Мурманска (через Оленегорск).
Со всех этих трех станций можно уехать любым Мурманским поездом.


6. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден без изменений по запасному варианту в обход переправ на плоту через озера Чалмозеро и Каложное (в связи с опозданием отсутствовало время на сборку и разборку плота).


7. Краткое техническое описание и рекомендации по маршруту

11 июля 1995г.
9ч.10м. - прибытие в г.Оленегорск.( Население : 40т.ч.; основан в 1949г. Температура +7@ C, сильный ветер, пасмурно).
От вокзала в город ведет асфальтовая дорога. Привал при входе в г.Оленегорск. Остановка в городе, отправка телеграммы, приобретение необходимых товаров и т.д. Переход на окраину города. В городе много новых построек, которых нет на карте; дорога, обозначенная на карте, не действует. О действующих дорогах в сторону рудника спрашивали у местных жителей. Следует отметить, что хорошим ориентиром на местности является труба Оленегорского завода. От завода начинаются хорошо укатанная грунтовая дорога и железнодорожная ветка, которые идут параллельно и ведут и ведут на Кировогорский рудник. Движение оживленное. Слева от дороги огромный отстойник. Остановка из-за дождя в недостроенном здании. Остановка на ночлег вблизи дороги в сильно продуваемом месте.

12 июля 1995г.
Погода: T +10@C, пасмурно, сильный ветер.
Продолжение пути по дороге на рудник. Привалы возле недостроенного заводского здания, возле будки стрелочников и в самом руднике. Здесь добывается высококачественная железная руда, поставляемая в г.Череповец. Месторождения небольшие, поэтому постоянно ведутся геологические изыскания. Главная дорога идет вглубь рудника, мы идем по ответвлению, которое заканчивается на середине отвала. Поиск выхода с отвала и переход через отвал. Проведена разведка. Искали дорогу, ведущую на оз.Кашкозеро. Ошибочно вышли на тропу, спускающуюся вниз вокруг склона холма. Тропа привела на старую дорогу, которую ошибочно идентифицировали как дорогу Мончегорск - Куцколь. Переход по старой дороге, которая перешла в прерывающуюся тропу и привела к отвалам. Проведена разведка. Поднявшись на отвал, установили, что ошибочно двигались не в нужном направлении. Сориентировать карту относительно местности сложно, т.к. имеется очень много мелких ручьев и озер, которые могут быть на ней не отмечены. Вернулись на место обеда. Разведка дороги. Переход. Дорога просматривается очень плохо. На дороге развилка. Пошли по левой тропе, через дорогу проложен старый мост. Остановка на ночлег. Бивак недалеко от урочища Свинцовые тундры. Вокруг сухостой (сосны). Лес средней проходимости. Имеется подлесок. Место очень загрязненное (загрязняет Мончегорский медно-никелевый комбинат).

13 июля 1995г.
Погода: T +7 - 8@C, ветер, весь день идет дождь.
Группа идет по азимуту. Основная цель: выйти на дорогу Мончегорск - Куцколь. Идет сильный дождь.
Группа вышла на дорогу Мончегорск - Куцколь. Дорога песчаная, с камнями, для автомобильного транспорта проходимость ограниченная. Ввиду ухудшения погоды переходы максимально увеличиваются, привалы, по возможности, сокращаются. Скорость движения снижается. Обеденный привал в старом вагончике геологической партии. Дождь постепенно прекращается. Переход по направлению к оз.Кашкозеро. Вышли на берег оз.Кашкозеро. Озеро большое, ближайший берег каменистый, на берегу брошенная деревня, имеются сараи, однако без крыш. Поиск места для бивака и последующей дневки. Это рыбацкий домик на берегу озера, в домике имеются печка и нары.

14 июля 1995г.
Дневка.
Погода: T +18@C, пасмурно, ветер.
Подготовка переправы через пороги. Переправа вброд невозможна ввиду большой глубины и сильного течения. В 70-е годы через оз.Кашкозеро из пос.Куцколь сплавляли лес в направлении г.Мончегорска. Поэтому на месте предполагаемой переправы имеются остатки старой плотины, также большое количество частично затопленной древесины возле берегов. Ширина предполагаемой переправы приблизительно 50м, в т.ч. 10м. - по самодельному мосту из бревен, остальное - по лежащим бревнам и камням. При сооружении переправы 2 человека получили легкие травмы, вследствие чего было принято решение остаться еще на 1 день.

15 июля 1995г.
Дневка.
Погода: T+15@C, сильный ветер, облачно, осадков нет.
Облака начали рассеиваться, показалось солнце. К моменту отбоя небо было чистое и ясное.

16 июля 1995г.
Переход к месту переправы.
Переправа.
Движение по берегу озера. Берег заболочен. Возможно движение по прибитым к берегу бревнам. Переход по лесной дороге, ведущей на оз.Пахнучее. Проходимость автомобилей по дороге ограничена. Есть мост через ручей. Свернули с дороги у оз.Инкас. Далее после озера местность каменистая, небольшие холмы, лес средней проходимости, между холмами болота. Начинается подъем на безымянный перевал, за которым расположено оз.Верхнее Волчье. Высота перевала 400м., перепад высот 200м. Приблизительно до половины подъема - лес средней проходимости, выше - редколесье. Вышли на перевал. Спуск с перевала затруднен зарослями карликовой ивы и березы. С перевала кажется, что оз. Верхнее Волчье расположено очень близко, однако на самом деле расстояние от перевала до озера приблизительно 5 км. Подходы к озеру затруднены густой растительностью и болотами. Проведена глубокая разведка путей подхода к озеру. Переход к берегу озера. Берег заболочен, найти место для стоянки проблематично. Озеро Верхнее Волчье у берегов довольно мелкое, однако максимальная глубина достигает 45м., на одном из берегов имеется стоянка рыбаков (домик и баня).

17 июля 1995г.
Погода: T+20@C, ясно, ветер.
День штурмовой, основная цель: подъем на г.Юкспюр.
Переход к переправе через речку, соединяющую Верхнее и Нижнее Волчьи озера.. Переправа шириной 20м. Первые 10м. камни, далее глубина до колена. Течение не очень бурное. Через 2 км. после переправы начинается подъем на холм по лесу средней проходимости, затем начинается тундра, здесь же начинаются первые снежники. На границе лесотундры и тундры сделала обед. Дальше шли вдоль горной реки, которая протекает под снежником. Ввиду того, что к моменту выхода под вершину группа работала на маршруте более 8 часов, ночевку сделали в 2-х переходах от вершины. В группе имеются участники, ранее не бывавшие в горах. Привалы делали через 10 минут. Во время одного из привалов руководителем была проведена краткая беседа о технике безопасности и правилах поведения в горах.

18 июля 1995г.
Погода: T+18@C, ветер, солнечно.
Основная задача прежняя: взятие г.Юкспюр, спуск в другую долину.
Высота г.Юкспюр 956м., общий перепад высот около 700м.
Подъем по большей части пологий, однако имеется крутой предвершинный взлет. Характер тропы: "зеленка", взлет каменистый. В конце травы были найдены остатки разбитого самолета. По оставшимся частям удалось установить, что это был военный самолет (в частности, были найдены счетчик патронов и пушка), а также, что самолет разбился в конце 60-х - начале 70-х годов (многие детали датированы 58 - 60гг.). Предвершинный взлет г.Юкспюр достаточно крутой, каменистый, имеются "живые" камни. С вершины открывается панорама на Хибины, гг. Мончегорск, Апатиты, Оленегорск. Виден хребет Сальные тундры и высшая точка этого хребта г.Эльгорас. На вершине были найдены 2 записки. Спуск с горы пологий, но длинный, ярко выражены пояса: камни, затем - тундра, где можно встретить оленей, легко проходимый лес, внизу склона начинаются болота.
Перешли вброд реку. Ночевка.

19 июля 1995г.
Погода: T+20@C, пасмурно, постоянно идет дождь.
Ввиду плохой погоды объявлена дневка.

20 июля 1995г.
Погода: T+22@C, пасмурно, в первой половине дня постоянно идет дождь. Ввиду плохой погоды объявлена полудневка.
Вышли только в обед.
Основная задача: войти в Лапландский государственный биосферный заповедник и подойти к г.Эльгорас.
Местность болотистая, многие мелкие ручьи и болота не нанесены на карту, главный ориентир, г.Эльгорас, скрыта облаками. Ориентироваться очень трудно. Было три переправы. Две по камням через небольшие ручьи, третья - через р. Ольча. Река широкая, но мелкая; течение бурное. Переправлялись вброд с веревочными перилами. После переправы начался подъем на холм. Подъем затруднен буреломом и сухостоем. На вершине холма нашли место для бивака.

21 июля 1995г.
Погода: T+20@C, пасмурно, осадков нет.
Основная задача прежняя: выйти к хребту Сальные тундры, подойти к подножию г.Эльгорас, которая скрыта облаками.
Весь день маршрут проходил по холмам, похожим друг на друга. Ориентироваться сложно. На холмах растет хорошо проходимый лес, напоминающий парк. На вершине холма Контбендыч установлена деревянная геодезическая вышка. Ввиду отсутствия четких ориентиров, группа находилась немного северовосточнее предполагаемого места и в заповедник еще не вошла. Ошибочно еду начали готовить на примусе, ориентировка карты была проведена неверно. Местность между холмами заболочена, есть много мелких и глубоких речек с илистым дном. Через одну из таких речек переправлялись по бревнам. До Сальных тундр тянется лес средней проходимости. При выходе в тундры был организован ночной бивак.

22 июля 1995г.
Погода: T+23@C, ясно, ветрено. В течение дня погода неоднократно менялась.
С высоты тундр опять спустились в легко проходимый лес. Переправа через небольшую речку по камням. Лес становится более густым, приближается к средней проходимости. Переправа по бревнам с веревочными перилами. Четкие ориентиры отсутствуют, определить свое местоположение трудно. Пересекли границу Лапландского государственного биосферного заповедника. Переправа вброд через широкую и спокойную реку. Поднялись на середину труднопроходимого холма. Остановились на бивак в лесу. Почва каменистая, много комаров.

23 июля 1995г.
Погода: T+23@C, переменная облачность.
Главная цель: взятие г.Эльгорас.
Подъем по среднепроходимому лесу, переправа по камням. Эльгорас скрыт, ориентироваться трудно. Очень много одинаковых холмов. Эльгорас появляется только после подъема на верхнее плато. Подъем средней крутизны, легко проходится по камням. Камни покрыты мхом, есть "живые". Вершина Эльгораса плоская, за исключением места, где находится рейпер. С вершины открывается красивая круговая панорама. Записки не найдено. Ввиду сильного дождя ночевка на вершине. Сильный ветер.

24 июля 1995г.
Погода: T+24@C, на вершине холодно и ветрено.
Спуск с Эльгораса намного круче, чем подъем. На 2/3 на спуске камни, есть "живые". После спуска почти сразу начинается лес. На границе леса остановка на завтрак, т.к. на вершине был только перекус. Было несколько переходов до правого берега р.Вувы, которая стала основным и надежным ориентиром. Дорога идет через труднопроходимый лес и труднопроходимые болотистые места. Правый берег р.Вувы сильно заболочен. Лес средней проходимости. Р.Вува широкая, течение бурное. Ночевка на берегу.

25 - 26 июля 1995г.
Погода: T+25@C, ясно.
Движение вдоль р.Вувы до ее правого притока. Приток перешли вброд. Гл.цель: выйти к границе заповедника, р.Ливе. Движение по азимуту. Много легкопроходимых болот. На болотах растет много морошки. Подъем на холм Кацмуй. Снизу на холм ведет просека с квартальными столбами. Высота холма примерно 300м. Дорога идет по камням, поросшим мхом. Возможно, на холме или в непосредственной близости от него имеются месторождения железа, т.к. на вершине компас не работал. При спуске с холма хорошим ориентиром на границу заповедника является холм, где находится старая лесоразработка, т.к. этот холм покрыт лесом лишь наполовину, а наполовину лысый. У подножия холма течет р.Лива - граница заповедника. Река широкая, но мелкая. Переправа вброд. Вышли к домику егеря, где был устроен обеденный привал. От домика егеря к лесоразработке ведет часто прерывающаяся тропа. Вероятно, этим домиком пользуются редко. Прошли 3 километра по тропе. Ночевка.

27 - 28 июля 1995г.
Погода: T+25@C, солнечно.
Прерывающаяся тропа постепенно превращается в утоптанную. Поднявшись на холм к старой лесоразработке, тропа переходит в хорошую грунтовую дорогу. В перспективе эта дорога выводит на асфальтовую дорогу местного значения Ковдор - Кандалакша. Протяженность пути от места ночевки до начала асфальтовой дороги приблизительно 50 км. Расстояние от начала асфальтовой дороги до пос. Ена приблизительно 30 км. Это расстояние было пройдено группой за 32 часа. Пос. Ена находится в пограничной зоне, на въезде находится пограничный пост. Поселок состоит из 2 частей: 1-я - совхоз Ена, где находится ферма, и через 3 км. - пос. Енский. Население поселка 3,5т. чел. Есть магазины, открывающиеся в 11ч.00м., почта, железнодорожная станция.
17ч. 50м. - отъезд со станции Ена.


8. Определяющие препятствия маршрута

Локальные препятствия (ЛП)

Вид
препятствия
Категория
трудности
длина
препятствия
Характеристика препятствия
(наименование, характер,
высота, новизна и т.п.)
Растительный
покров
1А - Лес
среднепроходимый
52 км Наличие густозаросших
участков, подлеска
Болота Н/К -
легкопроходимые
13 км Вязкие заболоченные участки
необходима индивидуальная
страховка
Осыпи,
морены
1А -
Средняя,
пологая
4 км Камни "живые", уклон до
25о, размер камней до 1 м,
индивидуальная страховка


9. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

На маршруте потенциально опасными участками являются:
1. г. Юкспюр;
2. г. Эльгорас;
3. переправа через р. Ольче;
4. переправа через р. Ватсуой;
5. переправа через р. Лива.


10. Перечень наиболее интересных природных, исторических и иных объектов на маршруте

Наиболее интересными объектами на маршруте являются:
1. урочище Кашка и Кашкозеро;
2. разбитый самолет под г. Юкспюр;
3. панорама с г. Юкспюр;
4. комплекс Лапландского государственного биосферного заповедника;
5. панорама с г. Эльгорас;
6. плотина на оз. Кандас.


11. Дополнительные сведения о походе

Для определения категории сложности маршрута воспользуемся методическими рекомендациями И.Е. Востокова (Классификация пешеходных маршрутов. Методические рекомендации. Центральное рекламно-информационное бюро "Турист". Москва-1990).
В соответствии с длиной (l = 254 км) и продолжительностью (t = 18 дней) категорируемого маршрута по табл. 1 (разделы 1 и 2) определяется ориентировочно его категория сложности - пятая.
С помощью табл. 2 составляется перечень всех локальных препятствий, преодолеваемых на маршруте.

Локальные препятствия (ЛП) Количество ЛП
1. Переправа
---Н/К - простейшая
---1А - простая
---1Б - средняя
---2А - сложная
2. Перевал
---Н/К
3. Вершина
---Н/К
4. Траверс гребня
---1А - травянистый

11
9
4
1

1

2

1


Определяем максимальное количество баллов, которое набрал бы категорируемый маршрут, если бы все локальные препятствия шли в зачет.

Локальные препятствия (ЛП) Баллы
Переправы
Перевалы
Вершины
Траверс гребня
32,5
2
8
5
И т о г о 47,5


Полученное за все локальные препятствия количество баллов ЛП = 47,5 не превышает максимально допустимого значения (ЛПmax = 110), соответствующего ориентировочно выбранной категории сложности маршрута.
В соответствии с табл. 2 и 3 подсчитывается количество баллов, набранных отдельно по каждому виду локальных и протяженных препятствий. Длина протяженного препятствия соответствующего вида и категории трудности определяется суммированием длин аналогичных препятствий по всему маршруту.
Производится оценка общего количества баллов, идущего в зачет за все виды локальных (протяженных) препятствий.

Протяжнные препятствия (ПП) Длина ПП, км
1. Растительный покров
---Н/К - лес легкопроходимый
---1А - лес среднепроходимый
2. Болота
---Н/К - легкопроходимое
3. Осыпи, морены
---Н/К - мелкая, пологая
---1А - средняя, пологая

25
52

13

17
4


Локальные препятствия (ЛП) Баллы
Переправы
Перевалы
Вершины
Траверс гребня
32,5
2
8
5
Максимальное количество баллов за все ЛП 47,5
Общее количество баллов за ЛП в соответствии с табл. 2 Приложения (МР, М. 1990) 27
Количество баллов за ЛП, идущее в зачет 27


Протяжнные препятствия (ПП) Баллы
Растительный покров
Болота
Осыпи, морены
25,8
5,4
14,5
Общее количество баллов за ПП в соответствии с табл. 3 Приложения (МР, М. 1990) 45,7
Количество баллов за ПП, идущее в зачет 45,7


По табл. 4 и 5 определяется количество баллов, которое маршрут получает за счет его географического показателя (Г = 10) и автономности (А = 1).
Используя высотный график маршрута по формуле (1) оценивается коэффициент перепада высот (К), характеризующий величину суммарного перепада высот (включая подъемы и спуски), набранного группой при движении на активной части маршрута

К = 1 + ∑ Н/12 (1)

где ∑ Н - суммарный перепад высот, набранный на активной части маршрута в километрах.

К = 1 + 4,5 Н/12 = 1,15.

По формуле (2), на основании полученных оценок по отдельным параметрам, подсчитывается общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС)

КС = ЛП + ПП + (Г X А X К) = 27 + 45,7 + (10 X 1 X 1,15) = 84,2. (2)

В соответствии с длиной (l = 254 км), продолжительностью (t = 18 дней) и количеством баллов, которое набрал маршрут, по табл. 1 (разделы 1, 2 и 9) определяется окончательная категория сложности маршрута. Для маршрутов пятой категории сложности КС = 135...184. Маршрут, не удовлетворяющий одновременно требованиям разделов 1, 2 и 9 табл. 1, классифицируется как маршрут меньшей - третьей категории сложности (КС = 60...94) с элементами маршрута более высоких категорий сложности (переправа 2А является элементом маршрута четвертой категории сложности). В этом случае в соответствии с п. 2 "Методики..." повторно уточняется максимально допустимое количество локальных препятствий на маршруте. Для маршрутов третей категории сложности ЛП 4max 0 = 50, что больше максимального количества баллов за все ЛП (47,5).


12. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

Все расходы на поход (в ценах на июль 1995 г.):
1. Проезд - туда 81 000 руб. и обратно 100 960 руб. на 1 человека. Итого 2 001 560 руб.
2. Постель - 5 000 руб. на 1 человека в 1-м направлении. Итого 110 000 руб.
3. Питание - 175 000 руб. на 1 день. Итого 3 850 000 руб.
4. Хозяйственные расходы - 5 000 руб. на 1 человека в 1 день. Итого 1 210 000 руб.
ВСЕГО: 7 171 560 руб. (651 960 руб. на 1 человека).


13. Ф.И.О. руководителя похода и участников

РУКОВОДИТЕЛЬ:
Коринский Алексей Михайлович. Москва.
УЧАСТНИКИ:
1. Волков Владимир Юрьевич. Москва.
2. Воронина Екатерина Валерьевна. Москва.
3. Капаева Оксана Анатольевна. Москва.
4. Красников Борис Андреевич. Москва.
5. Левина Ольга Анатольевна. Москва.
6. Ложникова Наталья Анатольевна.
7. Михайловская Наталья Константиновна. Смоленск.
8. Однолько Алексей Александрович. Зеленоград.
9. Осипов Александр Сергеевич.Москва.
10. Троицкий Андрей Алексеевич. Москва.


14. Адрес хранения отчета, наличие видео-, киноматериалов

Отчет хранится в ТСК "Северное Медведково", находяшемся по адресу: 129282, Москва, Студеный 7.
Видео- и киноматериалов по походу нет.
В ТСК и у каждого участника имеются звуковые музыкальные отчеты по походу.


15. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК ТСК "Северное Медведково".


Используются технологии uCoz