Главная страница
Теория
Пригородные походы
Походы дальнего следования
Кольский полуостров - 1993
Кольский полуостров - 1995
Дневник
Заметки хронометриста
Отчет
Республика Коми и Приполярный Урал - 1996
Кольский полуостров - 1999
Урал - 2000
Кольский полуостров - 2000
Тверская область - 2001
Архангельская область и Карелия - 2001
Карелия - 2002
Ленинградская область - 2002
Кольский полуостров - 2004
Карелия - 2005
Расписания электричек
Прогноз погоды
Форум
Связь

Д Н Е В Н И К
(заметки хрономитриста Натальи Михайловской)

09 июля 1995г.
19 ч.29м. - отъезд из Москвы. Пересмотр рюкзаков, перераспределение продуктов.
21 ч.00м. - ужин.

10 июля 1995г.
8ч.00м. - подъем.
9ч.00м. - завтрак. Убивание скуки общими усилиями.
15ч.00м. - обед.
21ч.00м. - ужин.
23ч.00м. - отбой.

11 июля 1995г.
7ч.00м. - подъем.
7ч.30м. - 8ч.00м. - завтрак, сборка рюкзаков.
9ч.10м. - прибытие в г.Оленегорск.( Население : 40т.ч.; основан в 1949г. Температура +7@ C, сильный ветер, пасмурно). От вокзала в город ведет асфальтовая дорога.
9ч.50м. - 10ч.06м. - привал при входе в г.Оленегорск.
10ч.26м. - 11ч.46м. - остановка в городе, отправка телеграммы, приобретение необходимых товаров и т.д.
11ч.46м. -12ч.09м. - переход на окраину города. В городе много новых построек, которых нет на карте; дорога, обозначенная на карте, не действует. О действующих дорогах в сторону рудника спрашивали у местных жителей.
12ч.35м. - 12ч.56м. - привал.
12ч.56м. - 13ч.17м. - переход.
13ч.17м. - 13ч.27м. - привал. Следует отметить, что хорошим ориентиром на местности является труба Оленегорского завода. От завода начинаются хорошо укатанная грунтовая дорога и железнодорожная ветка, которые идут параллельно и ведут и ведут на Кировогорский рудник. Движение оживленное.
13ч.28м.- 13ч.51м. - переход.
13ч.51м.- 15ч.30м. - обеденный привал.
15ч.30м. - 16ч.00м. - переход.
16ч.00м. - 16ч.15м. - привал. Слева от дороги огромный отстойник.
16ч.15м. - 16ч.35м. - переход.
16ч.35м. - 17ч.20м. - остановка из-за дождя в недостроенном здании.
17ч.20м. - 18ч.00м. - переход.
18ч.00м. - остановка на ночлег вблизи дороги в сильно продуваемом месте.
18ч.00м. - 21ч.00м. - бивачные работы.
21ч.00м. - отбой.

12 июля 1995г.
Погода: T +10@C, пасмурно, сильный ветер.
6ч.00м. - подъем.
6ч.00м. - 8ч.17м.- бивачные работы.
8ч.17м. - 8ч.46м. - переход.
8ч.46м. - 9ч.00м. - привал возле недостроенного заводского здания.
9ч.00м. - 9ч.20м. - переход.
9ч.20м. - 9ч.39м. - привал возле будки стрелочников.
9ч.39м. - 10ч.09м. - переход.
10ч.09м.- 10ч.29м. - привал.
10ч.29м.- 10ч.49м. - переход.
10ч.49м.- 11ч.15м. - привал в самом руднике. Здесь добывается выскокачественная железная руда, поставляемая в г.Череповец. Месторождения небольшие, поэтому постоянно ведутся геологические изыскания. Главная дорога идет вглубь рудника, мы идем по ответвлению, которое заканчивается на середине отвала.
11ч.15м.- 12ч.26м. - поиск выхода с отвала.
12ч.27м.- 12ч.36м. - переход через отвал.
12ч.36м.- привал. Проведена разведка. Искали дорогу, ведущую на оз.Кашкозеро. Ошибочно вышли на тропу, спускающуюся вниз вокруг склона холма.
13ч.00м.- 14ч.00м. - переход. Тропа привела на старую дорогу, которую ошибочно идентифицировали как дорогу Мончегорск - Куцколь.
14ч.00м.- 15ч.15м. - обеденный привал.
15ч.15м.- 15ч.45м. - переход по старой дороге, которая перешла в прерывающуюся тропу и привела к отвалам.
15ч.45м.- 16ч.20м. - привал. Проведена разведка. Поднявшись на отвал, установили, что ошибочно двигались не в нужном направлении. Сориентировать карту относительно местности сложно, т.к. имеется очень много мелких ручьев и озер, которые могут быть на ней не отмечены.
16ч.20м.- 16ч.50м. - переход. Вернулись на место обеда.
16ч.50м.- 17ч.00м. - привал. Разведка дороги.
17ч.00м.- 17ч.30м. - переход. Дорога просматривается очень плохо.
17ч.30м.- 17ч.44м. - привал.
17ч.44м.- 18ч.20м. - переход. На дороге развилка. Пошли по левой тропе, через дорогу проложен старый мост.
18ч.20м.- 18ч.35м. - привал.
18ч.35м.- 19ч.00м. - переход.
19ч.00м.- остановка на ночлег. Бивак недалеко от урочища Свинцовые тундры. Вокруг сухостой (сосны). Лес средней проходимости. Имеется подлесок. Место очень загрязненное (загрязняет Мончегорский медно-никелевый комбинат).
23ч.00м.- Отбой.

13 июля 1995г.
Погода: T +7 - 8@C, ветер, весь день идет дождь.
8ч.00м.- подъем.
8ч.00м.- 10ч.30м.- бивачные работы.
10ч.30м.- 11ч.00м.- переход. Группа идет по азимуту. Основная цель: выйти на дорогу Мончегорск - Куцколь.
11ч.00м.- 11ч.10м.- привал. Идет сильный дождь.
11ч.10м.- 11ч.45м.- переход.
11ч.45м.- 12ч.00м.- привал, не снимая рюкзаков.
12ч.00м.- 12ч.30м.- переход.
12ч.30м.- 12ч.35м.- привал, не снимая рюкзаков.
12ч.35м.- 13ч.00м.- переход.
13ч.00м.- 13ч.05м.- привал.
13ч.05м.- 13ч.30м.- переход. Группа вышла на дорогу Мончегорск - Куцколь. Дорога песчаная, с камнями, для автомобильного транспорта проходимость ограниченная. Ввиду ухудшения погоды переходы максимально увеличиваются, привалы, по возможности, сокращаются. Скорость движения снижается.
13ч.30м.- 14ч.30м. - переход.
14ч.30м.- 16ч.00м. - обеденный привал в старом вагончике геологической партии. Дождь постепенно прекращается.
16ч.00м.- 16ч.40м.- переход по направлению к оз.Кашкозеро.
16ч.40м.- 16ч.50м.- привал.
16ч.50м.- 17ч.20м.- переход.
17ч.20м.- 17ч.30м.- привал.
17ч.30м.- 18ч.10м.- переход.
18ч.10м.- 18ч.20м.- привал.
18ч.20м.- 18ч.50м.- переход. Вышли на берег оз.Кашкозеро. Озеро большое, ближайший берег каменистый, на берегу брошенная деревня, имеются сараи, однако без крыш.
18ч.50м.- 19ч.00м.- привал.
19ч.00м.- 21ч.30м.- переход. Поиск места для бивака и последующей дневки.
21ч.30м.- 22ч.00м.- переход к месту бивака. Это рыбацкий домик на берегу озера, в домике имеются печка и нары.
22ч.00м.- 1ч.30м.- бивачные работы.
1ч.30м. - отбой.

14 июля 1995г.
Дневка.
Погода: T +18@C, пасмурно, ветер.
12ч.00м.- подъем.
12ч.00м.- 14ч.00м.- бивачные работы.
14ч.00м.- 18ч.00м.- подготовка переправы через пороги. Переправа вброд невозможна ввиду большой глубины и сильного течения. В 70-е годы через оз.Кашкозеро из пос.Куцколь сплавляли лес в направлении г.Мончегорска. Поэтому на месте предполагаемой переправы имеются остатки старой плотины, также большое количество частично затопленной древесины возле берегов. Ширина предполагаемой переправы приблизительно 50м, в т.ч. 10м. - по самодельному мосту из бревен, остальное - по лежащим бревнам и камням.
18ч.00м.- 23ч.00м. - ужин, бивачные работы, отдых.
23ч.00м.- отбой.
При сооружении переправы 2 человека получили легкие травмы, вследствие чего было принято решение остаться еще на 1 день.

15 июля 1995г.
Дневка.
Погода: T+15@C, сильный ветер, облачно, осадков нет.
17ч.00м.- облака начали рассеиваться, показалось солнце. К моменту отбоя небо было чистое и ясное.
23ч.00м.- отбой.

16 июля 1995г.
7ч.00м.- подъем.
7ч.00м.- 9ч.30м.- бивачные работы.
9ч.30м.- 9ч.40м.- переход к месту переправы.
9ч.40м.- 10ч.15м.- переправа.
10ч.15м.- 11ч.00м.- переход. Движение по берегу озера. Берег заболочен. Возможно движение по прибитым к берегу бревнам.
11ч.00м.- 11ч.15м.- привал.
11ч.15м.- 12ч.00м.- переход по лесной дороге, ведущей на оз.Пахнучее. Проходимость автомобилей по дороге ограничена. Есть мост через ручей. Свернули с дороги у оз.Инкас.
12ч.00м.- 14ч.00м.- обеденный привал.
14ч.00м.- 14ч.50м.- переход. Местность каменистая, небольшие холмы, лес средней проходимости, между холмами болота.
14ч.50м.- 15ч.10м.- привал.
15ч.10м.- 15ч.47м.- переход.
15ч.47м.- 16ч.00м.- привал.
16ч.00м.- 16ч.40м.- переход. Начинается подъем на безымянный перевал, за которым расположено оз.Верхнее Волчье. Высота перевала 400м., перепад высот 200м. Приблизительно до половины подъема - лес средней проходимости, выше - редколесье.
16ч.40м.- 16ч.50м.- привал.
16ч.50м.- 17ч.30м.- переход.
17ч.30м.- 17ч.40м.- привал.
17ч.40м.- 18ч.00м.- переход. Вышли на перевал.
18ч.00м.- 18ч.40м.- привал.
18ч.40м.- 19ч.14м.- переход.
19ч.14м.- 19ч.30м.- привал.
19ч.30м.- 20ч.12м.- переход. Спуск с перевала затруднен зарослями карликовой ивы и березы. С перевала кажется, что оз. Верхнее Волчье расположено очень близко, однако на самом деле расстояние от перевала до озера приблизительно 5 км. Подходы к озеру затруднены густой растительностью и болотами.
20ч.12м.- 21ч.12м.- привал. Проведена глубокая разведка путей подхода к озеру.
21ч.12м.- 22ч.00м.- переход к берегу озера. Берег заболочен, найти место для стоянки проблематично.
22ч.00м.- 23ч.00м.- поиск места для бивака. Озеро Верхнее Волчье у берегов довольно мелкое, однако максимальная глубина достигает 45м., на одном из берегов имеется стоянка рыбаков (домик и баня).
23ч.00м.- 2ч.30м.- бивачные работы.
2ч.30м.- отбой.

17 июля 1995г.
Погода: T+20@C, ясно, ветер.
День штурмовой, основная цель: подъем на г.Юкспор.
12ч.00м.- подъем.
12ч.00м.- 14ч.20м.- бивачные работы.
14ч.20м.- 14ч.30м.- переход к переправе.
Переправа шириной 20м. Первые 10м. камни, далее глубина до колена. Течение не очень бурное.
14ч.30м.- 15ч.10м.- переправа вброд.
15ч.10м.- переход. Через 2 км. после переправы начинается подъем на холм по лесу средней проходимости, затем начинается тундра, здесь же начинаются первые снежники.
На границе лесотундры и тундры сделала обед. Дальше шли вдоль горной реки, которая протекает под снежником. Ввиду того, что к моменту выхода под вершину группа работала на маршруте более 8 часов, ночевку сделали в 2-х переходах от вершины. В группе имеются участники, ранее не бывавшие в горах. Привалы делали через 10 минут. Во время одного из привалов руководителем была проведена краткая беседа о технике безопасности и правилах поведения в горах.

18 июля 1995г.
Погода: T+18@C, ветер, солнечно.
Основная задача прежняя: взятие г.Юкспор, спуск в другую долину.
Высота г.Юкспор 956м., общий перепад высот около 700м. Подьем по большей части пологий, однако имеется крутой предвершинный взлет. Характер тропы: "зеленка", взлет - каменистый.
В конце травы были найдены остатки разбитого самолета. По оставшимся частям удалось установить, что это был военный самолет (в частности, были найдены счетчик патронов и пушка), а также, что самолет разбился в конце 60-х - начале 70-х годов (многие детали датированы 58 - 60гг.).
Предвершинный взлет г.Юкспор достаточно крутой, каменистый, имеются "живые" камни.
С вершины открывается панорама на Хибины, гг. Мончегорск, Апатиты, Оленегорск. Виден хребет Сальные тундры и высшая точка этого хребта г.Элгорас.
На вершине были найдены 2 записки. Спуск с горы пологий, но длинный, ярко выражены пояса: камни, затем - тундра, где можно встретить оленей, легко проходимый лес, внизу склона начинаются болота. Перешли вброд реку. Ночевка.

19 июля 1995г.
Погода: T+20@C, пасмурно, постоянно идет дождь.
Ввиду плохой погоды объявлена дневка.

20 июля 1995г.
Погода: T+22@C, пасмурно, в первой половине дня постоянно идет дождь.
Ввиду плохой погоды объявлена полудневка.
Вышли только в обед.
Основная задача: войти в Лапландский государственный биосферный заповедник и подойти к г.Элгорас.
Местность болотистая, многие мелкие ручьи и болота не нанесены на карту, главный ориентир, г.Элгорас, скрыта облаками. Ориентироваться очень трудно.
Было три переправы. Две по камням через небольшие ручьи, третья - через р. Ольча. Река широкая, но мелкая; течение бурное. Переправлялись вброд с веревочными перилами.
После переправы начался подъем на холм. Подъем затруднен буреломом и сухостоем. На вершине холма нашли место для бивака.

21 июля 1995г.
Погода: T+20@C, пасмурно, осадков нет.
Основная задача прежняя: выйти к хребту Сальные тундры, подойти к подножию г.Элгорас, которая скрыта облаками.
Весь день маршрут проходил по холмам, похожим друг на друга. Ориентироваться сложно. На холмах растет хорошо проходимый лес, напоминающий парк. На вершине холма Контбендыч установлена деревянная геодезическая вышка. Ввиду отсутствия четких ориентиров, группа находилась немного северо-восточнее предполагаемого места и в заповедник еще не вошла. Ошибочно еду начали готовить на примусе, ориентировка карты была проведена неверно. Местность между холмами заболочена, есть много мелких и глубоких речек с илистым дном. Через одну из таких речек переправлялись по бревнам. До Сальных тундр тяненся лес средней проходимости. При выходе в тундры был организован ночной бивак.

22 июля 1995г.
Погода: T+23@C, ясно, ветрено. В течение дня погода неоднократно менялась.
С высоты тундр опять спустились в легко проходимый лес. Переправа через небольшую речку по камням. Лес становится более густым, приближается к средней проходимости. Переправа по бревнам с веревочными перилами. Четкие ориентиры отсутствуют, определить свое местоположение трудно. Пересекли границу Лапландского государственного биосферного заповедника. Переправа вброд через широкую и спокойную реку. Поднялись на середину труднопроходимого холма. Остановились на бивак в лесу. Почва каменистая, много комаров.

23 июля 1995г.
Погода: T+23@C, переменная облачность.
Главная цель: взятие г.Элгорас.
Подъем по среднепроходимому лесу, переправа по камням. Элгорас скрыт,
ориентироваться трудно. Очень много одинаковых холмов. Элгорас появляется только после подъема на верхнее плато. Подъем средней крутизны, легко проходится по камням. Камни покрыты мхом, есть "живые". Вершина Элгораса плоская, за исключением места, где находится рейпер. С вершины открывается красивая круговая панорама. Записки не найдено. Ввиду сильного дождя ночевка на вершине. Сильный ветер.

24 июля 1995г.
Погода: T+24@C, на вершине холодно и ветрено.
Спуск с Элгораса намного круче, чем подъем. На 2/3 на спуске камни, есть "живые". После спуска почти сразу начинается лес. На границе леса остановка на завтрак, т.к. на вершине был только перекус. Было несколько переходов до правого берега р.Вувы, которая стала основным и надежным ориентиром. Дорога идет через труднопроходимый лес и труднопроходимые болотистые места. Правый берег р.Вувы сильно заболочен. Лес средней проходимости. Р.Вува широкая, течение бурное. Ночевка на берегу.

25 - 26 июля 1995г.
Погода: T+25@C, ясно.
Движение вдоль р.Вувы до ее правого притока. Приток перешли вброд.
Гл.цель: выйти к границе заповедника, р.Ливе. Движение по азимуту. Много легкопроходимых болот. На болотах растет много морошки. Подъем на холм Кацмуй. Снизу на холм ведет просека с квартальными столбами. Высота холма примерно 300м. Дорога идет по камням, поросшим мхом. Возможно, на холме или в непосредственной близости от него имеются месторождения железа, т.к. на вершине компас не работал. При спуске с холма хорошим ориентиром на границу заповедника является холм, где находится старая лесоразработка, т.к. этот холм покрыт лесом лишь наполовину, а наполовину лысый. У подножия холма течет р.Лива - граница заповедника. Река широкая, но мелкая. Переправа вброд. Вышли к домику егеря, где был устроен обеденный привал. От домика егеря к лесоразработке ведет часто прерывающаяся тропа. Вероятно, этим домиком пользуются редко. Прошли 3 километра по тропе. Ночевка.

27 - 28 июля 1995г.
Погода: T+25@C, солнечно.
Прерывающаяся тропа постепенно превращается в утоптанную. Поднявшись на холм к старой лесоразработке, тропа переходит в хорошую грунтовую дорогу. В перспективе эта дорога выводит на асфальтовую дорогу местного значения Ковдор - Кандалакша. Протяженность пути от места ночевки до начала асфальтовой дороги приблизительно 50 км. Расстояние от начала асфальтовой дороги до пос. Ена приблизительно 30 км. Это расстояние было пройдено группой за 32 часа. Пос. Ена находится в пограничной зоне, не въезде находится пограничный пост. Поселок состоит из 2 частей: 1-я - совхоз Ена, где находится ферма, и через 3 км. - пос. Енский. Население поселка 3,5т. чел. Есть магазины, открывающиеся в 11ч.00м., почта, железнодорожная станция.
17ч. 50м. - отъезд со станции Ена.


Используются технологии uCoz